Главное содержание

ЭССЕ на тему:
«Моя педагогическая философия»

Каменцевой Елены Владимировны, музыкального руководителя МБДОУ
№ 31 «Улыбка» ст. Егорлыкской


Только то в человеке прочно и надежно,
что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Я.Коменский

Детский сад – удивительная страна детства. Чем больше подарит она ребенку, тем больше пользы принесет он обществу, став взрослым. Все мы знаем народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь», и я думаю, уважаемые коллеги, Вы согласитесь со мной, что смысл этих слов имеет прямое отношение к педагогической деятельности. Да, это очень ответственный шаг – выбрать профессию педагога, и неважно, дошкольного или школьного. Именно от педагога во многом зависит наше будущее и будущее наших детей.

Свою профессию я выбрала ещё в школьные годы: именно тогда я решила, каким будет мой жизненный и профессиональный путь. Я старательно посещала музыкальную школу по классу фортепиано, где добивалась отличных результатов благодаря природным способностям и педагогическому мастерству учителя. С первого класса на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?» Я отвечала: «Ларисой Викторовной». Это было имя моего преподавателя по классу фортепиано. Она привила мне любовь к прекрасному искусству.

Музыка звучала во мне всегда. А когда я поступила в Ростовское училище искусств, я была счастлива, потому что могла играть на огромном рояле по 7-8 часов в день (так мы готовились к экзаменам). Хорошо помню, как на вопрос преподавателя: «Почему ты учишься в училище?», я ответила: «Потому что люблю детей и хочу с ними заниматься». В то время я уже работала преподавателем фортепиано в музыкальной школе и имела небольшой опыт работы с детьми.

Музыка воспитала в душе самые светлые и возвышенные чувства, способность видеть окружающий мир через эмоции и чувства, а исполнительская деятельность сформировала важные, на мой взгляд, качества характера: целеустремленность, способность преодолевать трудности.

Работая преподавателем в музыкальной школе, я вышла замуж и оказалась в городе. Там я нашла место работы в детском саду. Другая специфика деятельности, другие дети… Но мне нравилось. Начался новый этап педагогического пути, а моя учеба продолжилась в Таганрогском музыкально-педагогическом институте. Потом волей судьбы я стала жить в станице Егорлыкской и продолжила работать музыкальным руководителем в детском саду.

Сегодня каждый рабочий день в детском саду приносит что-то новое, ведь профессия музыкального руководителя сложная, многогранная и удивительно интересная. Она эмоциональная, творческая, дающая возможность самовыражения. Поэтому я очень ее люблю, хотя она требует больших душевных и физических затрат. И, конечно, осознаю необходимость постоянного самообразования, изучения новых педагогических технологий, чтобы идти в ногу со временем и быть интересной детям.

В процессе работы я всегда стараюсь следовать своему педагогическому кредо: «От природы музыкален каждый, нужно только создать условия для развития музыкальности». Также направляет меня и мой педагогический принцип: осторожно и бережно помочь раскрыться каждому ребенку, дать почувствовать свою уникальность. В своей работе не могу не опираться на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». Для этого я всегда стараюсь прививать детям интерес к музыке, поддерживать любые успехи, вселять в них уверенность, создавать эмоциональную среду, в которой детям будет комфортно.

Задача музыкального руководителя – ввести детей в прекрасный мир музыки. Но, на мой взгляд, очень важным в современном мире является обращение к воспитательной функции музыки. Помимо эстетической стороны, музыке присущи нравственное содержание, смысловая наполненность. Именно они являются важными критериями отбора музыкальных произведений для музыкального воспитания дошкольников.

С появлением на свет собственных детей мое отношение к воспитанию стало более осмысленным. Я соглашусь со словами, что ребенок – высшая ценность общества, выше которой быть ничего не может, потому что наши дети – наше будущее, они будут строить мир после нас. Поэтому заложить в них самое лучшее – задача каждого педагога. И в современном мире, где благодаря средствам массовой информации много пропаганды зла и насилия, необходимо быть очень чутким в вопросах воспитания детей, необходимо приложить все усилия для выработки у ребенка «иммунитета» против безнравственности и зла.

Поэтому, работая музыкальным руководителем, я обратила внимание на воспитательную роль музыки и, применяя инновационные технологии, разработала и реализовала проект «Живи, моя Русь и душа» в рамках духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального фольклора.

«Фольклор» в переводе с английского языка означает народная мудрость. Копилка этой мудрости бездонна, и использование ее в моей работе с детьми бесценно. С малых лет ребенку становится доступен и близок мир народных сказок, потешек, песенок, прибауток. Очень трудно представить жизнь маленького человека без всего этого. Фольклор понятен детям тем, что имеет выразительный и образный язык, тесно связан с родной природой. И именно благодаря этому у ребенка формируется правильное отношение к миру, который его окружает.

В процессе работы мы убедились, что музыкальный фольклор – не «старина», которой нет места в высокотехнологичном XXI веке, а богатый источник духовно-нравственной культуры. Сколько песен и танцев исполняли дети! В них были отражены душевность, красота, мелодичность! На мой взгляд, многого сейчас не хватает современной музыке с ее дисгармонией и навязчивой интонацией! Оказалось, что и сегодня народная музыка очень нравится современным детям и родителям, она проста в исполнении, воспитывает любовь ко всему окружающему, веселый нрав, простоту, милосердие. Все эти качества личности всегда присутствовали в русском народе. Я считаю, что музыкальный фольклор – отличная почва для раскрытия детских талантов и музыкальных способностей, развития эмоциональной сферы ребенка, формирования его духовно-нравственных качеств. И я очень хочу, чтобы Вы, уважаемые коллеги, со мной согласились в том, что знакомство детей с музыкальным фольклором должно быть систематическим.

Восточная пословица гласит, что нельзя привить любовь к чему-то, если сам этого не любишь. И я убеждена, что дети, видящие заинтересованность воспитателя и музыкального руководителя в процессе музыкальной деятельности, тоже проявляют свой интерес и вкладывают частичку своей души в исполнение музыкальных произведений. Поэтому я стараюсь как можно эмоциональней, воодушевленней, в игровой форме донести до детей смысл и значение музыкальных произведений.

На мой взгляд, преследуя воспитательную цель в музыкальном развитии ребенка, я могу сказать, что моя педагогическая философия – философия воспитания.

«Ну что же еще вы считаете важным в своей профессии?» – спросите Вы.

Хочу также отметить роль музыкального руководителя в будущей жизни ребенка. Если вовремя не выявить музыкальные способности, не развивать их и не найти им применения, то можно не дать будущему взрослому человеку возможность самореализации. Поэтому я стараюсь использовать дифференцированный подход к образовательному процессу, выявлять музыкально одаренных детей, заниматься с ними индивидуально и давать советы и рекомендации родителям по дальнейшему музыкальному развитию ребенка: поступать в музыкальную школу и больше заниматься музыкой с ребенком дома.

Я счастлива в своей работе тогда, когда она наполнена смыслом, когда я вижу своих воспитанников задорно и весело исполняющих танец на сцене или поющих русскую песню, или показывающих театрализованную сценку на празднике для мам.

А мое личное понимание счастья заключается в следующем: счастье – это когда человек не берет, а отдает. Это жизнь для других. И если наши дети проявят себя в любой ситуации как способные понять, посочувствовать, помочь, порадоваться за другого, если у них будет правильное отношение к семье, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине, то они будут счастливы, а вместе в ними счастливы и мы. Это и будет награда за наш нелегкий труд.